Апрель – это месяц солидарности с людьми, страдающими аутизмом и месяц распространения информации о проблеме аутизма. Это время, призывающее нас сосредоточить внимание на тех, кто страдает аутизмом, и связанным с ним расстройствами развития.
Послание Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю провозглашения Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма 2 апреля 2008 года
“Сегодня мир впервые отмечает Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Я приветствую эту важную инициативу, выдвинутую Государством Катар, и выражаю признательность Ее Высочеству шейхе Мозе бинт Нассер аль-Миснад, супруге Его Высочества эмира Государства Катар, за руководство деятельностью по распространению информации о проблеме детей с ограниченными возможностями в развитии. Прозорливость и инициативы Ее Высочества способствовали расширению возможностей и прав детей-инвалидов и их, близких в арабском регионе и во всем мире.
В этот день Организация Объединенных Наций подтверждает свою приверженность делу обеспечения прав и благосостояния инвалидов — обязательству, вытекающему из нашего основополагающего принципа всеобщих прав человека для всех. На протяжении всей своей истории система Организации Объединенных Наций содействовала обеспечению прав и благосостояния инвалидов, включая детей с ограниченными возможностями в развитии. Поэтому особенно отрадно отметить, что этот день впервые отмечается в 2008 году, когда мы празднуем шестидесятую годовщину Декларации прав человека Организации Объединенных Наций и ожидаем вступления в силу Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 2006 году.
Идя по пути обеспечения всеобщих прав человека детей-инвалидов, мы должны сосредоточить наши усилия на создании благоприятных условий для того, чтобы они стали в будущем полноценными членами общества, гражданами своих стран и полноправными членами международного сообщества. Давайте воздадим должное мужеству детей, страдающих аутизмом, и членам их семей, которые благодаря успешному сочетанию решимости, творчества и надежды изо дня в день преодолевают последствия этого недуга. Давайте окажем им самую широкую поддержку и отреагируем на их потребности сегодня, с тем чтобы в будущем наши общества стали более доступными и открывали широкие возможности для всех наших детей”
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ОБ АУТИЗМЕ РОДИТЕЛЯМ
Аутизм - особый вариант психического развития, для которого характерна чрезмерная погруженность в себя (замкнутость граничащая с невозможностью общения) и отгороженность от внешнего мира, включая людей, что практически нет контакта с другими. Происхождение этого расстройства до настоящего времени является предметом многих медицинских дискуссий. И если споры о причинах аутизма продолжаются, то угроза его распространения не вызывает сомнений. Шесть десятилетий назад аутизм был довольно редким явлением (несколько детей на 10 000), а в наши дни в среднем уже 1 ребенку из 200 выставляется такой диагноз. В течение последнего десятилетия распространение аутизма выросло в 10 раз, и эта тенденция сохраняется. Специалисты высказывают мнение, что корень зла в экологической катастрофе, другие отрицательно относятся к массовой вакцинации детей, способствующей, по их мнению, появлению различных нарушений. Всего лишь десять лет назад аутизм, бесспорно, считался неизлечимым. В настоящее время есть единичные истории успешного развития. Однако, за такими историями стоят воистину титанические усилия родителей и врачей. Часто определяющим фактором является своевременная диагностика (чем раньше замечены отклонения, тем большая вероятность благополучной адаптации в обществе). При детском аутизме ребенок слишком обостренно реагирует на некоторые явления окружающего его мира и практически не замечает иные события. И, конечно, главные симптомы аутизма – погруженность в собственный внутренний мир, нарушение контактов с близкими и эмоциональная холодность. Ребенок с такой психикой слишком раним и незащищен, контакты с внешним миром для него чрезвычайно эмоциональны, оказывают стрессовое воздействие. Поэтому с первых дней своей жизни аутичный ребенок ограждает себя от впечатлений, особенно сильных, замкнут и неконтактен, даже со своими родителями. По мнению ряда специалистов, аутизм в полной мере не может быть назван ни болезнью, ни какой бы то ни было неполноценностью. Описано много случаев, когда аутичные дети отличались незаурядным умом, талантом, проявляли творческие способности к живописи, поэзии, математике и т.д. Известно, что самые сложные дети способны к адаптации в тех случаях, когда меры по излечению приняты при начальных признаках аутизма. Определить первые признаки аутизма можно, опираясь на знание основных этапов психического развития младенческого возраста. Дети, впоследствии получившие диагноз «аутизм», в раннем возрасте не фиксировали взгляд на лицах. Это явление можно отличить от нарушений зрения, так как лампа или, например, окно привлекают к себе внимание ребенка, но на лица он старается не смотреть. Причина такого поведения в том, что аутичному ребенку тяжело выдержать чужой взгляд, для него это огромное напряжение. Вот лишь некоторые из признаков раннего детского аутизма. Ребѐнок… - не может говорить или соотнести слово с объектом; - избегает смотреть в глаза даже собственной матери; - боится незнакомых или не делает разницы между своими и чужими; - имеет странные привычки, которые занимают его часами; - играет в странные повторяющиеся игры; - не реагирует на простейшие просьбы; - не подражает взрослым, например, не подносит телефон к уху; - не показывает пальцем на то, что ему нужно, а просто плачет; - не обращается за помощью, будто все знает сам; - кубики раскладывает в ряд, а не строит из них пирамидку; - отличается большой избирательностью в еде; - не любит, когда его ласкают. На сегодня принято выделять четыре степени заболевания. Самая тяжѐлая, к счастью, не очень распространена. Она характеризуется тем, что человек абсолютно не приспособлен к жизни в социуме и слабо поддаѐтся коррекции. Общая характе- ристика Речь Поведение Стереотипы Полная отрешен- ность от происхо- дящего. Данная группа аутизма является самой тяжелой Дети практически не говорят. При аффектах могут произнести короткие слова и однотипные фразы, отчего складывается впечатление, что они только частично понимают речь. Используют звуки неречевого характера: щебет, свист, бормотание Не реагируют на внешние раздражители: боль, холод, голод. Не проявляют испуга, даже в ситуациях, угрожающих их жизни. Не используют целенаправленного взгляда. Время проводят бесцельно, пассивно передвигаясь по комнате: лазают, карабкаются по мебели, бегают по очертаниям паркета. При попытке заставить обратить внимание на кого-либо или на что- либо возникает реакция самоагрессии Стереотипы выражаются в монотонности полевого поведения. Эти дети могут часами наблюдать луч света, падающий на пол, или улицу за окном Следующая степень подразумевает возможность установления с человеком определенного контакта, возможность заинтересовать его. Общая характе- ристика Речь Поведение Стереотипы Активное отверже- ние происхо- дящего Характерны эхолалии. Например, всякий раз, когда ребенок голоден, он повторяет: «Кушать бутерброд», о себе говорит в третьем лице: «Вова идет гулять». Дети часто вообще предпочитают обходиться без речи, а свои просьбы высказывают криком или показывают на интересующий предмет пальцем Аутизм проявляется как неприятие мира, если последний не укладывается в понимание ребенка. Моторно дети очень неловки. Складывается впечатление, что ноги и руки их не слушаются. Но иногда дети достигают большого мастерства в действиях определенного характера. Например, могут высокохудожественно нарисовать любимое животное, наиграть на пианино музыкальное произведение. Мышление буквально, не символично, указание на наличие подтекста вызывает напряжение. Проявляют явные предпочтения в еде. Например, едят только длинный рис и белый шоколад в виде квадрата. Если шоколад фигурный или слишком маленького размера – отказываются от еды. Прогулка должна проходить по привычному маршруту, а на ногах одеты ботинки со шнурками определенного цвета. Данные дети могут существовать только в узких рамках расписания, привычном укладе жизни, разрушение которого вызывает панический страх. Две последующие стадии характеризуются различной степенью адаптации человека в социуме и коррекции поведения. Общая характер истика Речь Поведение Стереотипы Погру- жение в аутис- тичес- кие интере- сы Много говорят и часто цитируют целые страницы любимых литературных произведений. В общении собеседника не слышат, не склонны к диалогу. Речь смазана, тороплива, «говорит захлебываясь», в разговоре могут переставлять слова по смыслу. В разговоре смотрят на собеседника, но обращаются не к конкретному человеку, а к человеку вообще, не учитывая личности и интересов партнера по общению «Книжные» дети, рано набирают знания и словарный запас по определенной теме, часто поражают своей неорганизованностью в быту. Не умеют и не знают элементарных способов самообслуживания. Эти дети не стремятся к новому. Боятся перемен в жизни, если они неожиданны или исходят от другого человека. Способны принять новшество только под собственным контролем. Дети «зацикливаются» на удовольствии от проговаривания, проигрывания неприятных ситуаций. Часто говорят и рассуждают о пожарах, бандитах, пиратах, помойках. Пугающая ситуация таким образом становится аутостимулирующей Дети производят впечатление захваченности определенными действиями. Они могут годами говорить на волнующую тему или рисовать излюбленных животных. В отличие от детей второй группы, не столько склонны к сохранению постоянства в окружающей обстановке, сколько в желании отстоять стереотипность собственного поведения Имеют- ся труд- ности в органи- зации общения и взаимо- дей- ствия с ребен- ком Речь тихая, нечеткая. Ребенок в общении прибегает к речи и диалогу, но пересказ текста затруднен. Порой складывается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задевшую его (по непонятной причине) ситуацию или образ На первый план выходит ранимость, беззащитность детей. В отличие от других групп аутизма, дети способны установить с собеседником контакт глаз. Но взаимодействие немедленно прекращается, если на пути встречается препятствие. Дети способны обратиться за помощью и эмоциональной поддержкой к близким людям. Данная сверхзависимость от взрослого выражается в безмолвном вопросе ребенка: «Что вы считаете правильным?» или «Какого ответа вы ждете от меня?» В стереотипах, как средствах защиты, на первое место выходит «правильность». Словчить, схитрить, обмануть для них неприемлемо. Дети делают все так, как учили взрослые, отчего зачастую выглядят туповатыми Диагностирование аутизма может быть достаточно трудным, так как не существует никаких анализов, чтобы выявить этот диагноз. Врачи могут поставить диагноз, лишь наблюдая за ребѐнком и за его развитием, а первоначально увидеть «необычность» поведения малыша способны только родители. Поэтому родителям необходимо сообщить врачу, если они заметили отставание в развитии у маляша. Исследования показывают, что специальные занятия могут значительно улучшить развитие ребѐнка, помогают детям от рождения до 3 лет изучать и приобретать важные навыки. Необходимо помнить, что посещение ребѐнком детских учреждений во всѐм мире считается необходимым условием его успешной адаптации в обществе. Интересные факты: - 10% аутистов (по американской статистике, у нас еѐ и вовсе нет) обладают выдающимися способностями – по сравнению с 1% среди обычных людей; - около 80% аутистов страдают задержкой умственного развития. При этом у них часто бывает IQ гениев; - мальчиков среди аутистов в 4 раза больше, чем девочек; - люди с аутистическим мышлением часто отличаются астеническим телосложением; - аутисты обладают большими способностями к программированию, часто они видят в компьютере близкое существо. |